Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

07.10.2016
151382
21
163
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Развитие ребенка
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия.

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял – чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.

И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Календарь кризисов ребенка
Характер малыша в 1 год и 2 месяца
Девятый скачок роста дает ребенку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон – у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.
Признаки скачка развития у ребенка:
  • буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • хуже ест;
  • резко меняет настроение;
  • не дает себя одевать;
  • стесняется окружающих;
  • внезапно может о чем-то задуматься, уставившись в пустоту.
Время принципов
Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
  • проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • проявляет инициативу;
  • делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
  • изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъем, играя с мячиком или машинками;
  • пытается осторожно обращаться с вещами.
Опрос

Во сколько ваш ребенок просыпается утром?

Проголосовали: 22134

Как помочь ребенку?
Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он еще маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас – нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребенку экспериментировать в том, что для него не опасно:
  • не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться – любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • пусть он подражает другим людям. а вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Сейчас очень важно установить для ребенка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.
Переговоры
В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребенком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведет.

Постепенно социальное поведение ребенка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.
Чувство юмора
Ребенку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.
Игры
Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
  • будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды – все, что делают взрослые;
  • прятки;
  • книжки-игрушки;
  • мячики;
  • песочница;
  • чаепитие с игрушками;
  • игрушки-каталки;
  • катание с горки.
Завершение скачка. Что изменилось?
После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Расскажите в комментариях: как у вашего ребенка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
151382
21
Понравилась статья? 163
Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (21)

Оставить комментарий

Наталия

Добрый день. Третья доченька родилась на месяц раньше срока. И сейчас ей 1.3 но по факту 1. 2. Раньше засыпала спокойно в течении 5 минут. Спала ночью 11-11.5 часов и днём 2-2.5 часа в один сон, прикрасно ела. Но вот уже неделю как плохо засыпает в ночь можем укладывать минут 40. Часто просыпается и спит только у меня на руках если берет муж капризничает и просится ко мне. Днем таже картина. Стала хуже есть, капризничает, часто стала проситься на ручки ко мне меня никуда не отпускает (даже если я иду на кухню и ставлю от неё зарождения, но дверь открыта и она меня видит все равно капризничает, даже когда муж или старшие сестры в комнате с ней, но стоит мне только вернуться она тут же меня обнимает и успокаивается. Это может быть связано со скачком развития. Муж уже шутит, говорит что мамина дочка. Она не ест у него даже только у меня. С ним может только поиграть. Когда пробует уложить завет меня и капризничает.

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Наталия, здравствуйте!
Да, это может быть скачок. Более беспокойное поведение, "капризность", желание быть на руках, а лучше на руках именно у мамы - типичные его проявления. В возрасте около года у детей к тому же наступает второй пик страха отделения от мамы. У кого-то он проходит достаточно спокойно (все же ребенок в 7-9 месяцев уже осознал, что мама отдельный человек), но у некоторых малышей желанием быть именно с мамой снова становится сильным. Этот период нужно пережить, по возможности давая малышке максимум контакта и не настаивая на сепарации (не "тренируя самостоятельность").

04 ноября 2021

Любовь

введите текст комментария ... здравствуйте! Сыну 1год и.2,5месяца после того как исполнился год спал отлично! 11-13часов ночь, 1,5-2часа день. Засыпает сам почти с Рождения. Просто ставлю колыбельную, целую и выхожу. Засыпал всегда 1-5минут сам. Ровно в 1,2 начал очень плохо спать. Встаёт в 4:30-5утра, не отпускает из комнаты пока не уснёт, а если уснёт то может проснуться когда выхожу и закатить истерику. Раньше не просыпался теперь встаёт 1-2раза за ночь и не засыпает обратно пока я с ним не посижу. Раньше если просыпался засыпал сам. Пробывала чередовать 2сна если ранний подъем и один если встаёт в 6. Все тоже самое. Возможно, что это скачек роста?

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Добрый день, Любовь! Да, это может быть скачок развития, особенно если Вы отмечаете изменения в поведении и в течение дня. Постарайтесь снизить эмоциональную нагрузку на малыша во второй половине дня, уделите больше времени спокойной подготовке ко сну. При пробуждениях в 4.30-5 утра пока, судя по всему, нужно будет на некоторое время отступить и не выходить из комнаты. Но чтобы не закреплять ассоциацию "мама рядом", действовать, например, так: сидеть в комнате, но постепенно отодвигать стул все дальше от кроватки в сторону двери.

24 января 2020

Сон по возрастам

Алина

введите текст комментария ... Добрый день! Ровно в 1 год и 2 месяца испортился сон ребенка и его поведение в течении дня. До наступления скачка малыш прекрасно засыпал сам. Теперь во время ритуала все хорошо, но когда приходит время укладываться в кроватку ребенок начинает кричать и сопротивляться укладыванию. Стараюсь соблюдать ВБ и спокойное бодрствование перед сном, но это не помогает. Приходится выходить из комнаты, когда начинается сильный крик. Делаю несколько попыток, чтобы уложить. Из-за этого получается перегул и перевозбуждение. ВБ может доходить до 7-8 часов. Я понимаю, что это плохо, но не могу никак уложить ребенка. Что с этим делать?

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Алина, добрый день! Попробуйте немного изменить ритуал укладывания, добавить расслабляющих элементов, причем так, чтобы заключительные шаги ритуала проходили уже в кроватке. Малыш в кроватке - но приятные действия со стороны мамы (поглаживания, объятия) еще не закончились. Если чувствуете, что начинает "расходиться", действуйте на опережение: сразу, не дожидаясь сильного крика, берите на руки, успокаивайте, отвлекайте и снова в кроватку, но при этом успокоение (голосом, прикосновениями) не убирайте сразу.

04 февраля 2019

Показать еще 3 комментариев из 21

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна» – мифы и реальность
Сон – это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину!
15.07.2019
39491
2
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы – единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. Во ...
14.10.2016
102330
0
Развитие ребенка
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результ...
16.09.2016
104045
14