Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

07.10.2016
180378
34
251
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Развитие ребенка
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий. И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Календарь кризисов ребенка
Характер малыша в 1 год и 2 месяца
Девятый скачок роста дает ребенку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.
Признаки скачка развития у ребенка:
  • буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • хуже ест;
  • резко меняет настроение;
  • не дает себя одевать;
  • стесняется окружающих;
  • внезапно может о чем-то задуматься, уставившись в пустоту.
Время принципов
Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
  • проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • проявляет инициативу;
  • делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
  • изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъем, играя с мячиком или машинками;
  • пытается осторожно обращаться с вещами.
Опрос

Во сколько ваш ребенок просыпается утром?

Проголосовали: 39756

Как помочь ребенку?
Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он еще маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребенку экспериментировать в том, что для него не опасно:
  • не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться — любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • пусть он подражает другим людям, а вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Сейчас очень важно установить для ребенка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.
Переговоры
В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребенком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведет.

Постепенно социальное поведение ребенка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.
Чувство юмора
Ребенку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.
Игры
Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
  • будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды — все, что делают взрослые;
  • прятки;
  • книжки-игрушки;
  • мячики;
  • песочница;
  • чаепитие с игрушками;
  • игрушки-каталки;
  • катание с горки.
Завершение скачка. Что изменилось?
После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Расскажите в комментариях: как у вашего ребенка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
180378
34
Понравилась статья? 251
Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (34)

Оставить комментарий

Кристина Евгеньевна

Здравствуйте, дочке 1,2, подскажите пожалуйста, а может ли ребёнок разговаривать во сне во время этого скачка роста?

Александра

Добрый день! Сыну 1.2. Пробуждение ~6.30. Ночь спит 10-10.5 час. Ещё недели 2 назад было 2 сна по 1.15 и все было хорошо. Но вот резко перестал укладываться на 2 дс. Решили пробовать 1дс, но спит очень мало, 1-1.15. Иногда на улице удаётся укачать ещё минут на 30-40. А последние пару дней и на него укладывается с истерикой. Понимаю, что где-то недосыпает, но не удаётся продлить. Может ли это быть связано с кризисом?

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Александра, добрый день!
Да, это может быть связано со скачком, но и просто переход на один сон - сложный период для малыша.
Чтобы уложить на второй сон, попробуйте сократить на 10-15 минут первый сон - тогда ребенок встанет менее отдохнувшим, сильнее устанет ко второму укладыванию. Если же и это не поможет, то пробуйте разные варианты продления первого сна (единственный сон нужен длинный, до 2-2.5 часов) и поэкспериментируйте с утренним ВБ: возможно, чуть более длинное бодрствование позволит удлинить сон.

18 апреля 2022

Сон по возрастам

Кристина

Тогда и обед лучше перенести после дс?
Какой дс лучше 1,5-2ч?
В какой промежуток бодровствования сделать «тихий час»? Что после него? Подготовка ко сну?

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Кристина, да, обедом можно кормить после дневного сна, а перед сном дать небольшой перекус.
1,5-2 часа - это первый и единственный дневной сон. А поскольку второе ВБ получается длинным, мы устраиваем тихий час примерно в середине, то есть через 3-3,5 часа после дневного сна. После тихого часа продолжаете бодрствование, а потом уже готовитесь к укладыванию на ночь.

24 февраля 2022

Показать еще 3 комментария из 34

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна» – мифы и реальность
Сон – это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину!
15.07.2019
56230
2
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
119795
0
Развитие ребенка
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результ...
16.09.2016
119103
14